Доступная среда

Доступная среда

Ответственное лицо  за обеспечение доступности: на объекте по адресу ул. Фестивальная, д. 4А  – старший воспитатель Горелова Лариса Ромутис-Петрасовна, телефон (36562 3-81-49)
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

Обеспечения доступа в здание образовательной организациии инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – нет.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья- отсутствуют.
 В МБДОУ «Щебетовский детский сад «Семицветик» приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебные помещения, электронные образовательные ресурсы, специальные технические средства обучения, условия питания и охраны здоровья воспитанников отсутствуют. Отсутствует адаптированная образовательная программа.

Электронное и дистанционное обучение  для инвалидов и лиц с ОВЗ в детском саду не реализуется, материально - технической базы под  него нет.
Жилые помещения (общежитие, интернат) – не предусмотрены.

Приоритетным направлением государственной социальной политики и актуальной проблемой для общества является реабилитация людей с ограниченными возможностями.
Согласно образовательной политики Российской Федерации "Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов..." Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Доступная среда — это среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести максимально независимый образ жизни. Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Благодаря созданию доступной среды возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных организациях.
     В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, и  обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

По классификации к основным категориям детей с ОВЗ относятся:
1.     Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2.     Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3.     Дети с нарушением речи (логопаты);
4.     Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5.     Дети с умственной отсталостью;
6.     Дети с задержкой психического развития;
7.     Дети с нарушением поведения и общения;
8.     Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Инклюзивное образование в ДОУ
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
  Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.
Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями. В этой статье освещены ответы на самые часто задаваемые вопросы, затрагивающие инклюзивное дошкольное образование.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?
На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.
Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года.

Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?
Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.

  • При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
  • В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?
 Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.
Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?
Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.
Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Что необходимо для того, чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в образовательное учреждение?
Родителям особенного ребёнка достаточно предоставить заявление, подписанное одним из родителей, копию своего паспорта и свидетельства о рождении ребёнка и медицинскую карту по форме 286-у. Желательно перед этим получить специальную программу реабилитации ребёнка-инвалида, которую выдают федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Инклюзивное образование в ДОУ. Будущее или настоящее?
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155).  В котором  говорится о выравнивании  стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), к которым  относятся также дети с задержкой психического развития (далее ЗПР - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка).
 

Нормативно – правовая база

Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»
Приказ Минобранауки РФ от 09.11. 2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Локальные акты

Паспорт доступности для инвалидов объекта предоставляемых на нем услуг
План мероприятий по повышению показателей доступности для инвалидов в МБДОУ «Щебетовский детский сад «Семицветик» г. Феодосии Республики Крым» на период 2020-2024 гг.                                                 Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ «Щебетовский детский сад «Семицветик»

 Виды материальной поддержки для детей инвалидов и детей с ОВЗ
Постановление об установлении родительской платы за присмотр и уход за детьми в 2021 году